Таксисты попросили ЦБ не расширять тарифный коридор по ОСАГО
Национальный автомобильный союз (НАС) направил письмо на имя председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной с просьбой не расширять тарифный коридор по ОСАГО, так как экономической обоснованности в расширении тарифного коридора не наблюдается.
Об этом сообщают «Известия». В письме обращается внимание на то, что, согласно закону об ОСАГО, доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может составлять менее 80% страховой премии, из которых 77% — нетто-ставка. Расходы на осуществление обязательного страхования должны составлять 20% от брутто-ставки.
«При этом в 2020 г., по данным РСА, заключено 41,2 млн договоров, получено 231,7 млрд р. страховых премий, осуществлено страховых выплат на сумму 135,8 млрд р. Отношение страховых выплат к страховым премиям по ОСАГО в целом по России в 2020 г. составило 58,6%. Таким образом, в 2020 г. 18,4% брутто-ставки на сумму более 42,6 млрд р. было недоплачено страховыми компаниями. Следовательно, экономической обоснованности в расширении тарифного коридора не наблюдается», — отметил президент НАС, член общественного совета ГУ МВД по Москве Антон Шапарин.
Национальный автомобильный союз также привел результаты опроса ряда участников рынка такси об изменении реальных страховых премий. Согласно полученным данным, в Казани страховая премия на автомобиль Kia Rio в 2020 г. для физического лица составляла 27 456 р., в 2021 г. — уже 42 462 р., причем основной причиной является рост базовой ставки с 6500 р. до 9600 р.
В Сочи страховка Renault Logan для физического лица в 2020 г. составляла 34 000 р., в 2021 году — уже 39 000 р. При этом исследование показало, что подобный резкий рост наблюдается не на всей территории РФ. В Санкт-Петербурге полис ОСАГО для принадлежащего физическому лицу и работающего как такси Volkswagen Polo в 2020 году стоил 39 600 р., в 2021 г. — 39 900 р.
В НАС обратили внимание на устойчивый тренд снижения аварийности на дорогах. Это, по мнению Шапарина, также должно послужить поводом для сохранения действующих тарифов. По статистике ГУОБДД МВД РФ, в 2020 г. было зафиксировано 145 тыс. ДТП, что на 12% меньше показателя 2019 г.
Юрист Сергей Беляков выразил недоумение по поводу того, что в ЦБ предлагают расширение тарифного коридора, но при этом умалчивают о необходимости повышения выплат по жизни и здоровью с 500 тыс. рублей до 2 млн р. Кроме того, регулятор не говорит об отказе от учета износа при оценке размера выплат, а также полной отмене территориального коэффициента.
В Общественном совете по развитию такси, в свою очередь, рассказали, что по данным проведенного ими опроса, в 82% случаев стоимость полиса ОСАГО на автомобиль такси составляет более 30 тыс. р. При этом 67% владельцев личного, некоммерческого транспорта платят за него менее 10 тыс. р.
97% респондентов рассказали, что сталкивались с различными проблемами при страховании автомобиля, используемого в качестве такси. Основная из них — нежелание страховщиков заключать договор ОСАГО на такую машину. Для этого используются разнообразные предлоги: необходимо предоставить автомобиль для осмотра в место, указанное страховщиком; невозможно оформить электронный полис; не работает база данных страховщика; ошибка при заполнении документов; закончились бланки. Поэтому часть таксистов ездит с поддельными документами.