Автомобилистам отказали в просьбе не расширять тарифный коридор по ОСАГО
Банк России не учёл предложение Национального автомобильного союза (НАС) отказаться от расширения тарифного коридора в ОСАГО. Также регулятор не стал «исследовать», куда уходят миллиарды рублей, оставшиеся у страховщиков после выплат.
Рустам АХМЕТГАРЕЕВ
Как выяснило АСН, это следует из сводной таблицы замечаний и предложений по проекту указания Банка России о страховых тарифах по ОСАГО.
В октябре ЦБ предложил расширить границы тарифного коридора по ОСАГО. Для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх по проекту указания составит 10%, для общественного транспорта (автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи) — 4,9%, для других категорий транспортных средств, в частности для такси — 30%.
В результате «коридор» базовой ставки для такси планируется расширить до 2014 р. (минимум) и 12505 р. Для легковых авто физлиц — от 2224 р. до 5980 р. При этом окончательная стоимость полиса зависит и от факторов, характеризующих конкретного водителя.
Согласно сводной таблице, союз автомобилистов указывал на снижение аварийности на дорогах и уже «фактически произошедший значительный рост размера страховых премий для такси». В связи с этим регулятора просили рассмотреть «возможность отказаться от расширения тарифного коридора в ОСАГО».
Второе замечание союза автомобилистов сформулировано более остро: провести «исследование того, на какие цели ежегодно направляются десятки миллиардов рублей собранных премий, не направленных на страховые выплаты и не подпадающих под 20%, которые направляются на осуществление обязательного страхования».
Напомним, по указанию ЦБ о тарифах ОСАГО на обеспечение возмещения по ОСАГО отводится 77% от премии.
«Не учтено» — такое решение, согласно таблице, принял регулятор относительно инициатив НАС.
Регулирование тарифов по ОСАГО происходит через актуарное (экономическое) обоснование, следует из пояснения ЦБ.
Одновременно не учтено и предложение Российского союза автостраховщиков (РСА) — увеличить ставку для такси на 75%. По мнению РСА (как указано в таблице ЦБ), это предложение обеспечило бы доступность ОСАГО «хотя бы для 90% легковых автомобилей юридических лиц, используемых в качестве такси».
Национальный автомобильный союз — это объединение компаний из различных сегментов автомобильной индустрии, научных и экспертных организаций, автомобильных и мотоклубов. НАС — это автомобильное лобби России, указано на сайте союза. Президент союза — экс-депутат Госдумы Александр Романович (фракция «Справедливая Россия»).
Как уже сообщало АСН, в I полугодии выплаты по ОСАГО юрлиц и ИП снова превысили 80%, преодолев установленную ЦБ «грань» в 77%. Доля выплат физлицам по ОСАГО значительно снизилась в локдаун и осталась на примерно том же уровне и в I полугодии 2021 г. — 66% от сборов.
Всего в этот период было собрано 109,5 млрд р. и выплачено 74,5 млрд р. по ОСАГО.
После начала реформы средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась в 2019 г. на 5% и с тех пор остаётся на одном и том же уровне, несмотря на резкий рост стоимости запчастей, который давит на тариф. «Мы рассчитываем, что по итогам третьего этапа реформы ОСАГО станет ещё удобнее для автовладельцев, а безаварийные автовладельцы по-прежнему будут ощущать выигрыш в цене», — комментировал предложение расширить тарифный коридор глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
@АСН